Испокон веков все тепловые двигатели в качестве главного рабочего элемента имели круглый/цилиндрический поршень, который впоследствии был дополнен кривошипно-шатунным механизмом.
По такой схеме работают все тепловые машины, начиная с паровых машин Ньюкомена/Папена/Ползунова и заканчивая современными бензиновыми и дизельными двигателями.
(Не говорим здесь о паро/газо_турбинных, воздушно/жидкостно_реактивных и других двигателях, используемых в теплоэнергетике, авиации и ракетной технике - это совсем другая "песня").
И вот на фоне этой "классики" в 1957 году немецкий изобретатель Феликс Ванкель предложил совсем другую кинематическую схему тепловой машины.
Это его знаменитый роторно-поршневой двигатель.
Сам Ванкель не имел специального образования, т.к. после окончания гимназии он был вынужден пойти работать.
И даже не имел водительских "прав" !
Но его изобретение можно по праву считать выдающимся !!!
Цилиндрический поршень с кривошипно-шатунным механизмом он заменил треугольным поршнем с внутренним зубчатым венцом.
Этот поршень обкатывается вокруг центральной неподвижной шестерни, описывая при этом сложную траекторию внутри камеры тоже сложной геометрической формы (эпитрохоида).
Сам поршень насажен на вал с кривошипом, которому и передаёт крутящий момент.
Благодаря такой конструкции из двигателя удалось "выкинуть" механизм газораспределения с распредвалами и клапанами, а также кривошипно-шатунный механизм !!!
При таком же рабочем объёме и такой же массе, как у поршневого, двигатель Ванкеля мощнее в 2-3 раза !
9 000 об./мин. - это для него норма !
Он спокойно может выдать и бОльшую частоту вращения приводного вала, однако при этом увеличивается износ уплотнений поршня.
Ванкель продал лицензии на свой двигатель множеству фирм, включая и такие знаменитые, как "Мерседес". Даже АвтоВАЗ выпустил в своё время ограниченную партию машин с РПД !!! Эти движки ставили на ментовские "Жигули-копейки", которые без труда догоняли мощные иномарки !!!
Но в связи с неординарностью такого двигателя, сложностью доведения комплекса его эксплуатационных характеристик хотя бы до уровня поршневых бензиновых и дизельных моторов и необходимостью полной перестройки производства на автозаводах "запустить" такой движок в серию сумела только японская фирма "Мазда" !
Её РПД по удельным расходам бензина и масла не уступают поршневым, пробег до кап. ремонта двигателя доведён аж до 300-400 тыс. км, а мощей под капотом - выше крыши !!!
И ещё мотоциклетные фирмы "Нортон" и "Сузуки" !
И ещё одна американская фирма, строящая легкомоторные самолёты !
Наш "АвтоВАЗ" как всегда обосрался !!!
Рассказывать про этот двигатель можно очень и очень долго.
Поэтому даю вам набор ссылок, по которым вы получите исчерпывающую информацию по этому вопросу :
http://www.polarcom.ru/~vvtsv/seu04.htm
http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/003/145.htm
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B5%...
http://www.avtosport.ru/news/6705/print.html
http://www.volnovoidvigatel.ru/kushul-vankel/index.html
http://vankel.narod.ru/vankel.html
Считаю, что наш "АвтоВАЗ" просрал очень перспективное направление в двигателестроении !!!
На серийные ГАЗ-21 тоже одно время ставили автоматические коробки передач.
Это направление в автомобилестроении тоже просрали !!!